карта сайта

понеділок, 28 січня 2013 р.

ЗАЗ-966/ 968/ 968А/ 968М


Ранний прототип «Запорожца» (ориентировочно, 1961 год).
Разработка следующего поколения «Запорожцев» началась практически сразу после освоения в производстве первого, в 1961 году. Прототипы появились уже к осени того же года.
Серийный «Запорожец» ЗАЗ-968.
Однако вследствие отсутствия у коллектива завода опыта («965-ю» модель разрабатывали наМЗМА в сотрудничестве с НАМИ), а также недостатка финансирования постановка в производство растянулась на долгие годы, а дизайн итогового варианта представлял собой компиляцию элементов, позаимствованных у различных моделей тех лет, главным образом[источник не указан 63 дня] — западногерманского NSU Prinz IV.
ЗАЗ-968 в разрезе.
Модель ЗАЗ-966 находилась в серийном производстве с 1966 по 1974 год, причём первый год выпускалась лишь «переходная» модификация 966В с устаревшим 28-сильным двигателем — производство 1,2-литрового 40-сильного мотора МеМЗ-966 было готово лишь на следующий год.
ЗАЗ-968 выпускался с 1972 года (по другим данным, с 1971). Изначально он не имел внешних отличий от «966-го», а главной его особенностью был несколько модернизированный двигатель МеМЗ-968. Модель постоянно модернизировалась, и к концу выпуска в 1978 году была практически неотличима от выпускавшегося параллельно и пошедшего в серию в 1973 году (по другим данным, реально производство началось лишь в конце 1974ЗАЗ-968А, который имел обновлённый внешний вид и ряд конструктивных изменений, улучшивших безопасность, вроде двухконтурных тормозов, ремней безопасности и «мягкой» панели приборов.
Следующей модификацией был ЗАЗ-968М, который выпускался с 1979 по 1994 год, — эта машина завершила эру «Запорожцев». На неё также ставились различные силовые агрегаты рабочим объёмом 890 см³ или 1,2 л. и мощностью 28, 41(Основная масса машин), 45 или 50 л.с.
От модели ЗАЗ-968 она прежде всего отличалась дизайном экстерьера и интерьера, стало меньше хромированных деталей, и, в свою очередь,— больше пластика. «Уши» на боковинах кузова исчезли, так как была радикально изменена система охлаждения, — что практически окончательно избавило автомобиль от проблем с перегревом при штатной эксплуатации, но добавило новые — с герметичностью воздуховода и засорением его коробки. Эта версия «Запорожца» является наиболее массовой.
Продолжали выпускаться автомобили для людей с ограниченными возможностями. «968-я» модель была заменена на совершенно новый автомобиль — ЗАЗ-1102 «Таврия», который конструктивно ничего общего с «Запорожцем» не имел. ЗАЗ-1102 — переднеприводный трёхдверный хетчбэк с новым двигателем МеМЗ жидкостного охлаждения.

[править]
Экспортный вариант «Jalta» / «Eliette»

Jalta 968
Наряду с базовыми модификациями автомобилей ЗАЗ-965ЗАЗ-965АЗАЗ-966ЗАЗ-968 и ЗАЗ-968А, выпускались также их экспортные варианты (в том числе и с рулем справа, для стран третьего мира, где левостороннее движение) — ЗАЗ-965Э, ЗАЗ-965АЭ, ЗАЗ-966Э, ЗАЗ-968Э и ЗАЗ-968АЭ. Они имели торговое обозначение Jalta («Ялта») или «Eliette» (в зависимости от целевого рынка), и отличались от базовых моделей улучшенными потребительскими качествами.
Например, модели «965Э» и «965АЭ» отличались от «965» и «965А» улучшенной шумоизоляцией, наличием слева наружного зеркала заднего вида, пепельницей, радиоприёмником, молдингами по бокам автомобиля и нижней кромке багажника.
ЗАЗ-968Э и ЗАЗ-968АЭ в количествах до 5000 штук в год продавались в Европе через финскую компанию Konela и бельгийскую Scaldia-Volga N.V.

[править]
Шутки о «Запорожце»

«Запорожец» на Крещатике (Киев) используется для рекламы заведения общественного питания, лето 2007 г.
Лимузин на основе ЗАЗ-965 (Москва, ст. м. «Аэропорт», апрель 2009 г.)
Из-за непривычной заднемоторной компоновки, малогабаритности и невысокого социального статуса марки, а также не всегда достаточного качества изготовления, автомобили ЗАЗ довольно часто были объектом шуток и анекдотов.
Так, ЗАЗ-965 был прозван «горбатым» за характерную форму кузова, а также «еврейским броневиком»[1]ЗАЗ-966 и ЗАЗ-968 — «ушастым» или «чебурашкой»[2] за форму боковых воздухозаборников системы охлаждения, а ЗАЗ-968М — «мыльницей» за сходство формы потерявшего боковые воздухозаборники («уши») кузова с этим предметом и наличия щелей охлаждения на капоте.
В постсоветские времена появилось множество анекдотов о различных ДТП с участием водителя «Запорожца» и «новым русским» на «600-м Мерседесе»[3].
Также известны анекдоты о переговорах с концерном «Пежо» (др. вариант — «Порше») из-за неблагозвучного комбинированного названия потенциальной совместной марки машины («Запежонец», «Пежерожец», «Запаршивец» и др.)
«Запорожец» — обитательБарнаульского зоопарка
Летом 2012 года в Барнаульском зоопарке в качестве шутки была установлена клетка с необычным обитателем — ЗАЗ968М.

[править]
Источники и примечания

  1.  ГРАМОТА.РУ — справочно-информационный интернет-портал «Русский язык» | Словари | Словарь русского арго
  2.  Жевачевский В. Наш самый старый «чебурашка» круче машины Путина  (рус.). "Комсомольская правда"-Украина" (21 июля 2006).(недоступная ссылка — история) Проверено 24 августа 2009.
  3.  Образ «новых русских» в современном фольклоре // Народная культура Сибири. — Омск: Изд-во ОмГПУ, 1998. — С. 197—202.

Немає коментарів:

Дописати коментар